Людмила Васильева: Возродить журналистику в Приморье поможет непрерывная реальная практика

Возродить профессиональную журналистику в Приморье помогут условия, при которых студенты смогут совмещать и занятия в университете, и реальную работу в действующих СМИ. Однако факультет журналистики в настоящее время такой формат обучения "не потянет", потому что попытки заключить договоры университета с организациями, представляющими базы практик, упираются в нормативно-правовые обязательства. Такое мнение в беседе с корр. РИА PrimaMedia высказала профессор ДВФУ, член Союза журналистов РФ и член Российской ассоциации политических наук Людмила Васильева.

Справка: ВАСИЛЬЕВА Людмила Алексеевна - профессор кафедры туризма Школы экономики и менеджмента ДВФУ, доцент исторических наук. Закончила факультет журналистики в Дальневосточном государственном университете в 1966 году. В 1975 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук, в 1982 году получила ученое звание доцента. Автор более 60 научных и учебно-методических трудов, шести монографий, более 300 журналистских публикаций (основные из которых в газете "Комсомольская правда (Дальневосточное представительство)". Член "Союза журналистов России", почетный доцент ДВГУ (1999 год), кавалер медали ордена "За заслуги перед Отечеством" (2000 год), награждена грамотой министра образования РФ.

- Не секрет, что современный уровень журналистского образования в России вызывает серьезное беспокойство профессионального сообщества. Отмечается, что за последние годы значительно увеличился разрыв между вузовским образованием и реальной практикой растущего рынка СМИ. "Где найти толкового журналиста?" - такой вопрос, насколько известно, является наиактуальнейшим для любого приморского редактора или издателя.

- Обеспокоенность – это мягко сказано. Итоги этой "реальной практики" мы все увидели 9 мая. Репортеры "Первого канала", находящиеся среди участников "Бессмертного Полка", показали крайне низкий профессиональный уровень ведения блиц-опросов, оперативного определения кандидатур интервьюируемых. А они, как правило, выпускники журфака МГУ, занимающего третье место в общероссийском рейтинге факультетов журналистики. Чего стоила фраза московского репортера: "А еще ты хочешь сказать, что ты всегда будешь помнить своего прадедушку". Сильно!

Праздничная телевизионная трансляция местного канала "ОТВ"- ПРИМ"- вообще была выполнена в варианте "труба пониже, дым пожиже". Репортеры не сумели понять настроение людей, добровольно, по зову памяти и сердца, пришедших на праздник, несущих портреты самых дорогих для них людей. Вдумайтесь, 10 тысяч участников акции!? В нашем городе не было столь мощного по энергетике, точного по ощущениям народного шествия.

А что мы видели, слышали? Почитайте мнения людей на форуме. Там про все: про непрофессиональный женский голос, про банальные тексты, про неинтересный показ…Обидно!

- Согласны ли вы с тем, что в последние годы происходит "девальвация" профессионального журналистского образования? Журфаков по стране более сотни, а хороших журналистов – единицы, как следствие - снижается авторитет профессии, уровень читательского доверия.

- А каком доверии может идти речь, когда журналистика, как правило, "под кем-то лежит", все больше утрачивает свою индивидуальность. Низкий уровень оплаты журналистского труда породил "джинсу", публикацию текстов со скрытой рекламой. Новостная журналистика превратилась в тиражирование всеми каналами одних и тех же новостей. Пожалуй, только "Комсомолка" работет в координатах новых форм подачи - "финишинг", "инфотейнмент", "эвент экшн".

- Жизнь показывает нам, что современные медиа - это все-таки прежде всего бизнес, что, как можно предположить, требует иных подходов к организации медийного процесса, и, соответственно, к содержанию вузовского образования по специальности "журналистика". Пока же журналистике у нас учат профессионалы в области политологии, филологии, истории. В итоге у практиков возникает твердая убежденность: "Нельзя учить некоей "профессии журналист", можно и нужно учить именно ремеслу". Вы согласны с таким мнением?

- Я не согласна. Журналистика – составная часть политического процесса, публичная профессия. Но будущие журналисты слабо себе представляют высокую миссию этой публичности. Знаете, когда был самый большой конкурс на журфаки страны? После выхода на экраны фильма Сергея Герасимова "Журналист".

Я много лет работала с абитуриентами, поступающими на журфак. Ответы на вопрос, "что ты знаешь о будущей профессии и кем ты видишь в ней себя?" - меня убивали наповал. "Главный залог успеха – обаяние, общительность", "в школе я хорошо писал сочинения", "на журфаке весело", "меня научат правильно улыбаться перед камерой", "мне нравится бегать с микрофоном, диктофоном" и др.

Ситуация "пофигистского", инфантильного отношения к профессии усугубляется еще и тем, что в этом году упраздняют пятый курс. Факультеты переходят на обучение по программе бакалавриата, то есть четырехлетнее обучение.

 Значит - не то что нужно, а необходимо качественно учить. Этот шаг должен быть продуманным в плане формирования учебных рабочих планов.

- Вузовское обучение профессии имеет, как кажется, один общий недостаток - оно оторвано от реальной журналистики, ведется отрыве от творческой и организационной работы.   Как же быть с практической частью, с приобщением будущих журналистов к реальным аспектам профессии?

- Основой этого проекта должны стать три договора о сотрудничестве университета, заключенные с печатным изданием, теле и радиокомпанией. Базовый предмет, который должен обеспечить единство теории и практики, это "Введение в журналистику". Проблематика семинарских занятий должна строиться с учетом исследования специфики всех трех каналов. Основная задача этого этапа практики - определение склонностей и интересы студентов, для рекомендаций на последующую специализацию.

По такому же принципу должна строиться практика последующих курсов. Так называемый "творческий день" - это день полной работы студентов в редакции. В госстандартах оговорено время прохождения практик. Вот здесь руководству кафедры журналистики есть о чем подумать. 

К примеру, обучение на четвертом курсе должно идти параллельно с практикой в медийных каналах.

Но наш журфак не потянет непрерывную практику.

- Почему?

- Мы много лет говорим об этом, но непрерывная практика предполагает нормативно-методические основы договоров ДВФУ с организациями, представляющими базы практик. Попытки заключить договоры упираются в нормативно-правовые обязательства. Кто будет оплачивать наставнический труд журналистов-практиков, как правило, не имеющих ученых степеней?

- А если привлекать бизнес к участию в разработке платных программ повышения квалификации и переподготовки кадров при поддержке ДВФУ? Это выход?

- Конечно. Но опять же, кто из бизнеса возьмется за это?

Я люблю свою профессию, люблю журналистов. Всегда готова помочь. Нашу беседу хочу закончить примером. В преддверии 70 -летия Великой Победы, в бизнес-центре по Алеутской 33, молодые ребята выступили с инициативой: весь апрель бесплатно копировать фотографии фронтовиков. Копировали днем, и ночью. Было откопировано более семь тысяч фотографий. Каждый день - более 200 заказов, каждый день – встречи с родственниками героев. Эмоциональный накал этих дней был высок, слезы, слова благодарности. Прекрасная тема для репортажа, возможность поработать с этими потрясающими ребятами, увидеть проблему изнутри, испытать на себе.

Но пока - молодые журналисты сидят в обнимку с компьютерами, что-то ищут на просторах Интернета. А рядом идет жизнь - яркая, непредсказуемая.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Победители конкурса "Журналистика" пройдут стажировки в ведущих изданиях Приморья

Журналистские идеи, озвученные на МедиаСаммите в Приморье, реализованы в ДВФУ - Бурлаков

Валерий Бакшин: Тележурналистике Приморья не хватает самостоятельности и парней