Запрос на добрые истории в стране есть, дело за диалогом СМИ и НКО – эксперты МедиаСаммита

"Как сделать социальный проект медийным" — такая дискуссия прошла в рамках программы Дальневосточного МедиаСаммита (13-14 июня, остров Русский, Владивосток). К участию в мероприятии были приглашены представители некоммерческих организаций, СМИ и бизнеса, реализующего сегодня программы корпоративной социальной ответственности (КСО). Ключевые моменты обсуждения и интересные кейсы – в материале ИА PrimaMedia.

Дискуссия на Дальневосточном МедиаСаммите — 2019
Дискуссия на Дальневосточном МедиаСаммите — 2019

По словам модератора дискуссии, заместитель председателя комиссии по развитию гражданского общества Общественной палаты города Москвы Вадима Ковалёва, данные опросов говорят о том, что около 70% россиян настолько плохо осведомлены о деятельности "третьего сектора" в стране, что не могут назвать ни одного благотворительного фонда или некоммерческой организации. Причина – в том числе и в том, что социально значимая деятельность все еще недостаточно интересна СМИ.

— От этого у нас проблемы, например, с низкой вовлеченностью волонтеров, тотальное недоверие к благотворительности и социально значимым проектам, — предположил Ковалёв.

Руководитель по развитию социальных проектов ИД "Комсомольская правда" Валерия Кибец поддержала этот тезис, отметив, что диалог между активистами и СМИ зачастую пока просто не получается, хотя запрос на такое взаимодействие, безусловно, есть. Здесь, уверена Кибец, пресса сама может сделать шаг навстречу НКО.

— Раньше мы писали про социальные проекты хаотично, раз от разу. Не было, что называется, инфраструктуры, — рассказала представитель крупнейшего издательского дома в стране. — И с конца 2017 года мы наконец-то запустили большой социальный проект "Доброволец", это целый раздел на сайте "КП", где собираются новости из "третьего сектора".

Валерия Кибец
Валерия Кибец

По мнению Кибец, основанном на опыте реализации соцпроектов издания, проблема коммуникации НКО и прессы часто заключается в том, что активисты недостаточно понимают, зачем и как им нужно рассказывать о себе, чтобы быть интересными журналистам и, соответственно, аудитории. Вместе с тем она отметила, что большую помощь в продвижении социально значимой тематики в СМИ оказывают некоторые корпоративные проекты, такие как журналистский конкурс "Герои пера", который проводит Центр социальных проектов "Быть человеком" и генеральным партнером которого выступает Группа компаний "ЛокоТех".

Продолжая тему взаимодействия СМИ и авторов социально значимых проектов, исполнительный директор Фонда президентских грантов Антон Долгов высказал мнение, что некоммерческим организациям было бы полезно начать "думать на языке СМИ".

— Зачем НКО идти к СМИ? Чтобы проинформировать аудиторию, рассказать о своей практике другим НКО, привлечь волонтеров. А зачем СМИ писать о деятельности НКО? Я уверен, что в обществе сегодня есть запрос на "добрый контент". И вопрос только в том, как этот контент найти и "подать" аудитории, — сказал Долгов.

По оценке спикера, в деятельности "третьего сектора" журналистов прежде всего интересуют истории про конкретных людей, их мотивы и побуждения заниматься социальной деятельностью. "Возвести нерукотворный памятник человеку", уверен Долгов, рассказать общественно значимую историю хочет практически каждый представитель СМИ, и здесь кроется главная возможность сделать прессу настоящим соучастником в реализации НКО-проектов.

Интересный кейс объединения программы корпоративной социальной ответственности бизнеса и медиа-проекта рассказала в ходе секции Дарья Топильская — директор департамента коммуникаций и информационной политики ГК "ЛокоТех", исполнительный директор Центра социальных проектов "Быть человеком". Отметим, что в Приморье федеральную группу компаний представляет АО "Желдорреммаш", которое управляет Уссурийским локомотиворемонтным заводом – одним из крупнейших предприятий отрасли и крупным работодателем региона (более 2 тысяч сотрудников).

— У нас действительно большая компания, 60 тысяч сотрудников. И наша история уникальна тем, что наш социальный проект не был, что называется, "спущен сверху", он возник внутри, а в настоящее время вышел и за пределы компании, — рассказала Дарья Топильская.

Предпосылкой к созданию проекта, по словам спикера, стала цель понять, кто такие сотрудники группы компаний, чем они живут, узнать людей не только как профессионалов, но и с человеческой точки зрения. И оказалось, что достаточно большое количество сотрудников оказались социальными волонтерами, посвящавшими свое свободное время работе в детских садах, домах престарелых, высадке деревьев и другим активностям.

— И внутри компании появился проект "Героям – быть!". Мы начали искать таких людей и рассказывать их истории, привлекать к их деятельности внимание, поддерживать ее. Через некоторое время проект "вырос из компании", мы поняли, что он уже не нуждается в нашем бренде. Так был создан Центр социальных проектов "Быть человеком", и сегодня проект подхватили многие другие предприятия и компании, — отметила Топильская.

Дарья Топильская
Дарья Топильская

Медийная составляющая в жизни проекта, по оценке спикера, играет очень большое значение, хотя и не является самоцелью.

— Медийность действительно нужна соцпроектам, она нужна, прежде всего, нашим героям. Наша социальная ответственность — рассказать о том, что они делают. То есть в какой-то момент мы взяли на себя функцию СМИ и сделали эти истории публичными, — продолжила Дарья Топильская. – Но медийность — не самоцель, а средство "воздушно-капельным" путем распространять инициативы, чтобы наши герои получали поддержку от работодателей, органов власти, СМИ, получали больше возможностей продолжать свою работу.

Вместе с тем, как отметила эксперт, запрос на "добрые истории" в традиционных СМИ сегодня очень высок. Это, по словам Топильской, подтверждает реакция журналистов на уже упомянутый конкурс "Герои пера".

— Когда мы начинали это проект, мы разослали в СМИ всего один пресс-релиз и практически моментально получили 256 заявок на участие! Там были потрясающие истории, потрясающая журналистская работа. Сегодня конкурс стал постоянным, нам помогает Союз журналистов России, распространяя информацию о нем через свои региональные отделения. Таким образом, формируется, как я считаю, определенная модель поведения среди медиа, а через них – и модель поведения в обществе. И в этом году мы получили на конкурс уже более 660 заявок, — резюмировала Дарья Топильская.

Также в дискуссии приняли участие заместитель директора Департамента внутренней политики Приморского края Ольга Ивченко, шеф-редактор информационного портала "ВладМама" Ольга Романова, главный специалист по обучению и набору персонала ПАО "ВМТП" Марина Ларюшина.

Напомним, что VI Дальневосточный МедиаСаммит прошел 13-14 июня в кампусе ДВФУ на острове Русском. Ключевыми темами форума стали новые тренды медиапотребления и искусственный интеллект. Организаторами выступили Фонд информационной поддержки социально-экономического развития Дальнего Востока, администрация Приморского края, Союз журналистов России, Приморское региональное отделение Союза журналистов России, Дальневосточный федеральный университет. Генеральный партнер форума — РусГидро.